Иногда распознать, где фальсификат, а где натуральный продукт, не могут даже специалисты.
- Волгоградские пчеловоды сетуют на отсутствие каналов сбыта. Не имея возможности отвлекаться на поиск партнеров, они вынуждены за бесценок отдавать мед перекупщикам. Страдает и конечный потребитель: при отсутствии проверенных поставщиков велика вероятность нарваться на фальсификат.
По некоторым данным, до 70% меда на прилавках магазинов является поддельным, говорит Василий Чучунов, кандидат биологических наук, доцент волгоградского аграрного университета, член регионального Совета пчеловодов. Но обилие башкирского или новосибирского меда в баночках с яркими этикетками рождает лишь вопросы: такого количества, что продается в торговых сетях, названные регионы физически производить не могут. Вполне вероятно, что это фальсифицированная продукция. Тем более что показатели, которым должен соответствовать натуральный мед, можно подделать.
«Мед – это фруктозо-глюкозный сироп плюс витамины, белки, ароматические вещества, – объясняет ученый. – В зависимости от пропорций и преобладания глюкозы и фруктозы будет происходить засахаривание. Например, акациевый мед может 2,5 года не кристаллизоваться, так как в нем преобладает фруктоза. А подсолнечный через 1,5 месяца уже садится, потому что основной углевод в нем глюкоза».
Производители фальсификата покупают ферменты, добавляют на несколько тонн фруктозо-глюкозного сиропа – и вуаля! Продукт готов. Хотя ни одна пчела не участвовала в его создании, но ветэкспертиза покажет, что это натуральный мед.
При определении возможных фальсификаций специалисты проводят оценку влажности, тестируют на предмет наличия вредных примесей и др. Однако все это не защищает потребителя от приобретения подделки. Многочисленные народные способы проверки тоже не работают. Считается, что настоящий мед стекает с ложки тонкой непрерывной струйкой. Фруктозо-глюкозный сироп, составленный в нужных пропорциях, ведет себя точно так же. Единственный реальный способ не только проверить натуральность продукта, но и определить его «родословную» – анализ на содержание пыльцевых зерен. Но по ряду причин его не практикуют.
«У нас нет атласа пыльцевых зерен, где были бы собраны их формы с разных растений, это проблема идентификации меда, – объясняет Василий Чучунов. – И одна из задач – систематизация и классификация пыльцевых зерен, чтобы проводить распознавание. Так что пока самый надежный способ защиты от фальсификата для потребителей – покупать мед у знакомых пасечников».