
В Минске у Татьяны была хорошая работа, муж, дом. Однако три года назад в ее жизни произошло трагическое событие: не стало папы. Не раздумывая ни секунды, девушка оставила столичную жизнь и вернулась в родительский дом в небольшой деревне Столбцовского района. К тому же, нужно было помогать маме в семейном деле — на личной пасеке, которая осталась от отца. Татьяна рассказала, как решилась на переезд, как живется среди лесов Налибокской пущи, и поделилась своим путём в пчеловодство.
«Это было спонтанное решение, принятое на эмоциях»
Детство Татьяны прошло в деревне Клетище Столбцовского района. Окончив школу, девушка переехала в столицу. Там поступила в колледж на технико-экономиста, а затем продолжила обучение в Белорусском государственном экономическом университете. Параллельно с учебой Татьяна работала в обувном магазине. За пару лет она выросла с должности продавца до заведующей. В Минске девушка также встретила своего мужа.

— Мне нравилась моя работа, все было интересно. Однако три года назад не стало моего папы. Это было сильным эмоциональным потрясением, всё так поменялось в моей жизни. Было очень тяжело морально. Тогда я и приняла решение вернуться в родную деревню. Сейчас, спустя время, я понимаю, что это было спонтанным решением, принятым на эмоциях. Я отказывалась от хорошей работы и жизни в столице. И вообще не представляла, как буду жить в деревне. Однако это мне было очень нужно, — поделилась Татьяна.

Контракт на работе Татьяны подходил к концу, поэтому проблем с увольнением не возникло. Муж также поддержал идею супруги с переездом. Так девушка перебралась из шумной столицы в небольшую тихую деревню в Налибокской пуще.
— Муж остался работать в Минске. Но приезжает ко мне каждые выходные и, по возможности, в течение недели. Шутим, что после моего переезда стали даже чаще проводить время вместе. В Минске оба были все время на работе, выходные у нас редко совпадали. А теперь появилось больше возможностей увидеться, — рассказала Татьяна.
«В студенчестве меня прозвали «пасечником»
Была у Татьяны ещё одна немаловажная причина для переезда — личная пасека отца. Родители девушки посвятили свою жизнь пчеловодству. Отец ухаживал за пасекой Столбцовского лесхоза 43 года. Кроме того, держал ульи и у себя дома.

— В нашей семье пчеловодство всегда воспринималось как дело жизни, а не просто работа. Меня, как самую младшую в семье, часто брали с собой на пасеку. И около дома всегда стояли ульи. Бывало, запутается пчела в волосах. Я в страхе бежала: «Папа, достань!» А он, пока не успокоюсь, не убирал её. Всё детство папа прививал любовь к пчелам. Поэтому без них свои будни вообще не представляю, — сказала Татьяна.
Даже после переезда из родной деревни в столицу девушка о семейном деле не забывала. Свободное время часто проводила за книгами о пчеловодстве, проходила обучающие курсы, мечтала о покупке нескольких ульев себе на участок.
— Во время учебы подружки в общежитии прозвали меня «пасечником». Потому что о чём бы ни был наш разговор, я всё равно всегда уходила в тему пчеловодства, — улыбнулась Татьяна.
Работу осложняют птицы, куницы и медведи
После переезда в деревню Татьяна устроилась на работу пчеловодом в Столбцовский лесхоз на пару к маме. А также стала ухаживать за личной пасекой отца. Девушка призналась, что в начинании без помощи знатока своего дела не обошлось.
— Когда переезжала, была уверена: я все знаю, много литературы читала, проходила обучение, в детстве помогала на пасеке. А столкнулась с тем, что на практике не всё так, как в книжках. Огромный плюс, что рядом есть мама. Она до сих пор некоторые моменты подсказывает мне. Иногда и спорим с ней: она больше придерживается «старой школы» пчеловодства, а я стараюсь привнести в семейное дело современный подход. Если меня спросят: «С чего начать занятие пчеловодством?», твердо скажу: «С покупки ульев». Нужно купить три улья, начинать работать и по ходу разбираться. Без проб и ошибок невозможно ничего, — подчеркнула Татьяна.
Сейчас пасека у Татьяны располагается в деревне в трех местах, где проживает около 30 семей пчел. На небольшие группы ульи поделены не случайно: все для того, чтобы мед получался натуральным и разнообразным. Некоторые домики расположились прямо в лесах Налибокской пущи. Там за пчелиные дары и их сохранность иногда приходится побороться с местными обитателями: птицами, куницами. А, бывало, и с медведями.

— Осложняют работу птицы, которые выманивают и едят пчел. Любят на перезимовку в теплые ульи забраться куницы, которые съедают корм для пчёл. В лесу на пасеке у меня установлены фотоловушки. В кадр попадали волки, рыси. Меня это не особо пугает. Животные не нападают без причины. Я знаю, что они меня увидят, услышат и почувствуют раньше. За время, пока дойду до пасеки, успеют убежать. В живую их никогда не встречала, — рассказала Татьяна.
— А на моей практике был и медведь, — добавила мама Татьяны, Елена. — Заходил на нашу лесхозную пасеку, которая находится на краю деревни, ближе к лесу. Улей съел и в лес убежал, только следы остались. Перепугались очень.

Татьяна признаётся, пчеловодство — не бюджетное увлечение. Насекомых нужно лечить, подкармливать, менять рамки и ставить вощину в ульях, ремонтировать их. Не обойтись и без дорогостоящего оборудования для откачки меда. Однако приятно, когда любимое дело приносит и доход:
— Когда приехала, завела страничку в Instagram. Там стали появляться первые клиенты. Раньше родители ездили на один рынок продавать мед. Я поискала еще несколько точек. Стала делать красивые упаковки для продукции. Бывает, мама зайдет ко мне ночью, а я все сижу, украшаю баночки. Расходы окупаются, но ещё есть куда стремиться, — рассказала Татьяна.

Помимо меда Татьяна продает и чаи из натуральных трав. Ингредиенты собирает с мамой в местных лесах и полях. Некоторые из них выращивают на своем участке.
— Мама сразу отнеслась к идее с чаем скептически. А потом почитала подробнее про полезные свойства трав. Теперь иван-чай приносит домой охапками, чуть ли не в промышленных масштабах. После того, как начали делать свой чай, от пакетированного отказались. Разница чувствуется очень сильно, — поделилась Татьяна.
«Не стоит бояться жизни в деревне»
Хотя решение переехать в деревню было принято на эмоциях, но, несомненно, оказалось верным, считает Татьяна. Впечатления от красочных пейзажей, спокойствия и красоты природы до сих пор не утихают.
— Уже не такой дикий восторг, как при переезде, но все равно продолжаю всему удивляться. Недавно встретила семейство оленей, зубров. К тем, кто живет на окраине деревни, они вообще под самые окна подходят. Красивый закат, ясное небо — в городе этого совсем не замечаешь. Здесь даже дышится свободнее. Хоть и выросла здесь, некоторые места только открываю для себя. Родители у меня были строгими: за границей деревни в детстве для меня был конец мира. Так что с интересом открываю для себя места, которые находятся вокруг, — поделилась Татьяна.
Девушка отметила, что жизни в деревне бояться не стоит. В современном мире для жителей сельской местности создаются все удобства: магазины, почта, медицинские учреждения и другие.
— Сейчас деревня совсем не такая, как раньше. Во многих домах оборудованы санузлы, есть электроотопление. Очень облегчает жизнь и личный транспорт. Основательно закупаться всем необходимым езжу раз в неделю в город. Если всё грамотно рассчитать и спланировать, в этом плане проблем не возникает.
В семье Татьяны семь месяцев назад случилось радостное событие: у нее родился сын. Молодая мама призналась, что поначалу немного беспокоилась, будет ли комфортно жить вдали от города с маленьким ребёнком.
— Особенно волновалась насчёт медицинского обслуживания. Однако все прошло на высшем уровне. К нам приезжала педиатр из Столбцов. Даже не ожидала, что врач поедет к нам за 60 км от города. Патронаж проводили и медработники из местного ФАПа. Врач всегда была «на телефоне», постоянно интересовалась, всё ли у нас с ребенком в порядке. А я переживала, что нам придется постоянно ездить в поликлинику в Столбцы. Помогают с ребенком также мама и бабушка, приезжает муж.

Не обходится, как и везде, без минусов. Женщина призналась, что иногда скучает по спонтанным походам в театр, на концерты, кафе. Теперь такие события нужно тщательно планировать заранее.
— Поначалу очень ощущалась разница в финансовом плане. Доход и количество рабочих мест в Минске и деревне, конечно же, разный. Однако если люди инициативные, всегда придумают, как найти заработок. Например, в сезон многие ходят в лес за ягодами и грибами, которые позже сдают или продают на рынке. Выход всегда есть. Главное — не лениться, — поделилась Татьяна.
Грандиозные планы на будущее Татьяна загадывать не любит. Однако отметила, что размеренную жизнь в деревне пока точно не оставит:
— Очень рада, что все получилось с переездом. Папы нет уже три года, а его дело продолжается. Если бы не решилась, не увидела бы столько красоты, не познакомилась бы с интересными людьми. Здесь я заземлилась, стала больше проводить времени с близкими. На этом фоне все минусы меркнут. Однако наперед боюсь загадывать. Уже вышло так, что мечтала о трёх ульях, а получила целую пасеку при печальных обстоятельствах. А так, хотелось бы обновить домики для пчёл, сделать условия для откачки меда лучше. В любом случае, своё дело не брошу.