Об успехах и проблемах пчеловодства — сторителлинг о деятельности потомственных пчеловодов в Узбекистане, супружеской паре Сергее и Галине Литвиненко.
Ученые и экологи всего мира бьют тревогу от того, что из-за глобального изменения климата число пчел стремительно сокращается. Например в США, по данным американских пчеловодов, с 2006 года каждую зиму колонии медоносных пчел теряют в среднем 30 процентов. Люди предпринимают попытки сохранить популяцию этих полезных насекомых, которые не только, дают мед, но и играют огромную роль в производстве многих других продуктов питания, опыляя сады, поля и огороды.
Ситуация с пчеловодством в Узбекистане пока что не столь печальна. Например, по данным Ассоциации пчеловодов Узбекистана, в 2023 году было произведено 31,5 тыс. тонн меда — на 16% больше чем в 2022 году. Увеличивается и число пчелосемей. Этому способствует государственные программы поддержки развития сельского хозяйства и животноводства.
Однако, как и в любой другой отрасли, проблем в пчеловодстве тоже достаточно.
Сергей Литвиненко, пчеловод в третьем поколении. С самого детства он вникал во все тонкости профессии пчеловода и сейчас передает секреты своего мастерства своим детям.
«Я уже в третьем поколении пчеловод, с детства занимаюсь пчелами. Ну как занимаюсь? Все детство находился на пасеке, и, примерно в десять – двенадцать лет у меня уже были свои пчелы, несколько ящиков» — рассказывает Сергей Литвиненко.
История их династии началась в далеком 1963 году, когда дед Сергея, Иван Кузьмич, купил себе несколько пчелосемей, которые в дополнение к его основной работе обычного государственного служащего приносили дополнительный заработок. Постепенно он начал увеличивать свою пасеку.
В Узбекистан дед переехал из молдавского города Бельцы в 1959 году.
Пчеловодство было для него любимым занятием, которым он занимался в свободное от работы время. Ему нравилось, что здесь у него нет никакого начальства, и он сам себе хозяин.
Отец Сергея также занимался пчелами в свободное от основной работы время. А вот сам Сергей занимается пчеловодством уже серьезно и целенаправленно.
Пчеловодство — это основная работа семьи Литвиненко, они развели столько пчел, что сейчас уже еле успевают следить за ними. Сейчас у них 300 семей, в каждой семье от 10 до 20 тысяч пчел.
Дед Сергея всему научился сам, а после научил всем тонкостям обращения с пчелами своих детей. А семья у него была большая — 10 детей, восемь сыновей и две дочери. Все восемь сыновей стали пчеловодами, как и все его двоюродные братья. Сейчас все они разбросаны по всему миру, кто-то живёт в Америке, кто в Казахстане, в России и в Украине. И, практически, все занимаются разведением пчел.
Нужно отметить, что и жена Сергея, Галина Литвиненко также является потомственным пчеловодом в четвертом поколении.
«Я родилась в семье пчеловода и вышла замуж за пчеловода», — смеётся Галина.
«С детства ездила на пасеку с папой и с дедом, так как это семейное дело. Дед скреплял всю семью между собой. И у нас была такая компания — дед и трое его сыновей, все были уже женаты и у всех были дети. И нам всем было очень весело на пасеке время проводить», — рассказывает Галина.
Сезон у пчеловодов начинается с весны и длится до глубокой осени. Семья Литвиненко за сезон перевозит пасеку по несколько раз. Это делается для того, чтобы собрать несколько сортов мёда.
Пчел вывозят в сады предгорного района Ахангаран (64 км к юго-востоку от Ташкента), затем в горы Бостанлыкского района, расположенного в 50 км в северо-западном направлении от столицы Узбекистана. Затем пасеки перевозят в степи, на границе с Казахстаном.
В течение сезона пасеки перевозятся несколько раз. Все зависит от цветения. Ранней весной в Ташкенте и в Ташкентских садах уже тепло, а в горах еще холодно. Затем, в конце июня, пчел перевозят в горы, а когда в горах все отцветает, уже в августе они перевозят своих пчел в степь и собирают степной мёд.
«Пчелы собирают нектар из медоносных растений из цветков либо из нектарников, которые находятся на цветках и на листьях. Например, у хлопка, у хлопковых цветочков и листочков есть нектарники под листьями, причем, не под листьями цветов, а под обычными листьями. В литературе написано, чтобы собрать один килограмм мёда пчелам нужно облететь и собрать нектар с десяти миллионов медоносных цветков и растений», — говорит Сергей.
Небольшую мини пасеку семья Литвиненко содержит и дома, пчелы опыляют их домашние растения, а также сады их соседей. Галина говорит, что для них это немаловажно, так как урожай из-за этого получается намного выше среднего.
Несмотря на то, что хлопот с содержанием пчел много, пока пчеловоды не нанимают рабочих. Сергей говорит, что они с отцом привыкли делать все сами.
Раньше с ним ездила и его жена, но сейчас из-за того, что она ждет ребенка, а также из-за того, что в Узбекистане слишком жарко летом, она остается дома и занимается интернет магазином «Пчелка Honey».
«Пчеловодство — это наше все. В пчеловодстве нет отходов», – говорит Галина.
Сама Галина делает из воска свечи, мыло ручной работы, медовое, прополисное мыло.
В будущем они планируют открыть и офлайн магазин, но, как сказала Галина, это пока только в планах.
Об успехах и проблемах
Конечно, как и в каждом деле, в разведении пчел также имеются свои сложности.
Например, одной из проблем является то, что пчелы могут улететь из ульев. Особенно часто это происходит весной, когда пчелиная королева — матка начинает сеять. Тогда улей переполняется, созревает новый рой, и они улетают. Матка, а с ней и больше половины пчел вылетают в неизвестном направлении. Если они расположатся где-то поблизости, то пчеловоды могут их снять и пересадить в отдельный ящик.
Пчелы долго не могут оставаться без матки, поэтому начинают выводить ее сами. Они выбирают личинку и начинают ее кормить маточным молочком. Питаясь маточным молочком, личинка вырастает намного больше и становится маткой. Это нежелательно, отмечает Сергей, потому что все матки у них породистые. Пчеловоды строго следят за этим и стараются не допускать подобного. Поэтому они сами подсаживают матку в опустевшие ульи.
Примерно, 10 лет тому назад Литвиненко стал завозить новые элитные породы пчел. Сначала привезли Карпатскую пчелу, а сейчас они стали завозить пчел из Германии, Австрии.
«Эти немецкие породы очень медоносные, незлобивые и миролюбивые. Можно работать без всякого снаряжения, без всяких защитных средств на пасеке и не бояться, что тебя будут кусать. Также они очень хорошо приносят мёд. Они, конечно, немного дороже стоят, чем местная пчела, но эффект так же намного лучше», – рассказывает Сергей Литвиненко.
Сейчас семейство Литвиненко занимается не только разведением пчел, но и продажей таких пчелосемей и маток на местном рынке, расширяя, таким образом, популяцию породистых пчел.
Влияние глобального изменения климата и воздействие деятельности человека на состояние пчеловодства
Нынешняя экология сильно влияет на разведение пчел и получение мёда, отмечает пчеловод. От этого страдает и вся растительность, и пчелы. В частности, на цветение растений и выделение ими нектара влияет множество факторов.
«Все, наверное, слышали, что в этом году было нашествие саранчи в Казахстане, которая также добралось до Узбекистана. И когда протравливали пограничные зоны, то пчеловоды и их пасеки, которые стояли рядом с этими зонами, также подверглись отравлению. И эти пчелосемьи погибли. Вот такая вот есть проблема. Пчеловодов не предупреждают и могут потравить пчел. А пчеловоды остаются без пчелосемей», – сказал Сергей Литвиненко.
Также часто в зоне риска оказываются пчеловоды с пасеками, когда фермеры обрабатывают свои поля от всяких вредителей пестицидами и химикатами. И когда пчелы летят на такие поля, они также подвергается отравлению и погибают.
«Если пчеловод не предупрежден, то это становится большой проблемой при которой погибают очень много пчел», — сказал Сергей Литвиненко.
Кроме того, у пчел много других вредителей, и это большая проблема для пчеловодства, говорит он.
«Проблемы в виде болезней, клещей, другие насекомые — шмели, шершни, которые залетают в улей, хватают пчелу, уносят ее, то есть, съедают. Также и с птицами. Щурка золотистая, она очень много съедает пчел. Щурку [ее еще называют – пчелоедка. Прим. Редактора] у нас истреблять нельзя, так как раньше она была занесена в Красную книгу. Занесена ли она в Красную книгу сейчас, я не знаю. Но их сейчас развелось очень много, и теперь эти птицы, бывает, что истребляет даже целые пасеки. Также есть клещ варроа», — сказал он.
Литвиненко рассказал, что борются они с вредителями пчел разными способами.
«От клещей есть несколько методов избавления — это химическим путем или растительным. То есть, семьи окуриваются дымом или проливаются по улочкам, прям распыляется лекарство на пчел. Это растительные препараты, пчелы остаются живы, а клещи погибают», — делится Литвиненко.
Одной из больших проблем является и то, что пчеловодам нужна территория для лучшего разведения пасек, но в нынешних условиях пока организовать это трудно.
«И если бы государство пошло бы навстречу пчеловодам и выделило хотя бы десять гектаров земли для этих целей, было бы намного проще», – говорит Сергей Литвиненко.