Перейти к содержимому
Главная страница » «Жидкое золото»: медовый сомелье из Горного Алтая – о пользе пчел и тонкостях работы

«Жидкое золото»: медовый сомелье из Горного Алтая – о пользе пчел и тонкостях работы

Какой мед считают гипоаллергенным? Чем полезна перга? Правда ли, что к пчелам нельзя подходить в шерстяной одежде? Что роднит пасечников и философов? И почему ульи нельзя перевозить днем?

Стать медовым сомелье не так уж просто. Это нелегкое и очень «тонкое» ремесло, для которого необходимо развивать четыре органа чувств: вкус, обоняние, осязание и зрение. Профессиональная оценка качества «жидкого золота» предполагает не только регулярные тренировки, но и знание всех нюансов процесса производства меда. Поэтому в мире таких специалистов немного, один из них – Владимир Зырянов, пасечник в четвертом поколении из Республики Алтай. Он рассказал «Толку» о тонкостях своей работы, а также о том, какую пользу продукты пчеловодства приносят людям.

«Пчел считаем по весне»

Родившись в династии пчеловодов, Владимир буквально с пеленок впитал любовь к этим удивительным созданиям и к меду. И первые знания о пасеке он получил еще в раннем детстве.

«Мои родители были пчеловодами выходного дня. Так это называлось в советское время. Мама в основное время работала педагогом, отец – лесничим. А все выходные мы проводили на пасеке. Опыт разведения пчел в нашей семье передавался из поколения в поколение».

К моменту окончания школы Владимир уже не сомневался, какую профессию выбрать. Сдав выпускные экзамены, он подал документы в аграрный университет – там на зооинженерном факультете была специализация «пчеловодство». Сейчас он знает об этих удивительных насекомых буквально все и в своей работе успешно сочетает многолетний опыт с научным подходом. На данный момент у Владимира несколько пасек, расположенных в разных районах Алтая. Места для них выбирались не случайно:

«У нас несколько локаций, потому что мы сильно зависим от погодных условий. Медоносы цветут непродолжительное время, и, если в это время стоит засуха или заливают дожди, пчеловод пролетает с урожаем. Два года подряд у нас так не получалось собрать дягилевый мед. Уходили в минус, терпели убытки. Поэтому у нас три локации: таежная зона в Турочакском районе, сеяные медоносы в Солтонском районе и горное разнотравье в селе Булатово Алтайского района. И если где-то неурожай, то где-то он будет точно, и это своего рода страховка».

Сейчас у Владимира более 200 ульев, но точное количество он не называет. Пасечники – люди суеверные, говорит он. Поэтому пчел они «считают по весне», а не в конце сезона. К слову, подготовку к лету он начинает уже в феврале со столярных работ:

«В это время мы сколачиваем рамки, готовим ульетару для расширения пасеки. Активный же сезон начинается с мая. Подъем в пять утра и как минимум до трех часов дня работа на пасеке. Весной мы делаем отводки – от сильных семей отделяем часть пчел, подсаживаем туда молодых маток и таким образом расширяем пасеку. И уже где-то в июне часть пчел развозится по точкам – специально отведенным местам для медосбора».

Перевозка – это всегда бессонные ночи, признается Владимир. Ведь днем этого делать нельзя: в июне уже очень жарко, и в дороге пчелиная семья может «запариться» и погибнуть. Однажды такое случилось. КамАЗ, груженный ульями, остановила полиция. И, несмотря на то, что машину задержали ненадолго, две пчелиные семьи этого не пережили.

Пчелы и люди не такие уж разные, уверен Владимир. Так, например, среди них тоже есть чистюли, а есть грязнули, а у некоторых насекомых присутствует склонность к воровству. Что касается агрессивности, то во многом это зависит от породы:

«Есть миролюбивые пчелы, например карпатская. Мы работаем с такими, и в теплую погоду я нахожусь на пасеке практически все время без сетки. Укусы есть, конечно, но минимальные: при перевозке, во время откачки меда или если нечаянно пчелу придавишь. В свое время, когда мы держали среднерусскую пчелу, то там до 40 укусов в день доходило. Злобливость – одно из качеств этой породы».

Есть определенные правила, которые необходимо соблюдать при работе с пчелами. О некоторых из них знают только пасечники. Так, например, одежда не должна быть шерстяной – торчащие ворсинки беспокоят насекомых. Еще один раздражитель для пчел – это резкий запах. Поэтому к ульям ни в коем случае нельзя подходить в состоянии алкогольного опьянения.

Пчелоферма Владимира Зырянова

Пчелоферма Владимира Зырянова

Фото: Андрей Сороко/»Толк»

Не медом единым

На качество меда может повлиять очень многое, говорит Владимир. Поэтому важно, чтобы пчеловод ответственно подходил к своему делу:

«Отбор меда нужно делать вовремя, не раньше определенного срока. Незрелый мед при хранении может забродить. А может и погода подвести. Из-за затяжных дождей, например, может повыситься влажность меда даже в запечатанных рамках, и такой мед необходимо досушить. Это когда рамки с запечатанным медом на несколько дней помещаются в герметичное помещение, где круглосуточно работают осушители воздуха. И это нужно делать перед откачиванием на медогонке, иначе можно получить продукт с повышенной влажностью, который не будет соответствовать ГОСТу».

Однако никакие трудности профессиональных пчеловодов не пугают, ведь алтайский мед – поистине уникальный. В первую очередь из-за местной флоры, ботаническим букетом которой могут похвастаться немногие регионы. Причем это касается как дикоросов, так и посевных медоносов. Владимир это знает точно: как медовый сомелье он бывает на конкурсах всероссийского и регионального масштаба, и наши пасечники постоянно занимают там призовые места:

«Алтайский мед – это бренд, который знают по всей России. Гречишный, дягилевый и, конечно же, разнотравье горное, таежное и равнинное. Но каждый регион богат каким-то «своим» сортом. Я всегда рекомендую брать не 10 кг одного меда, а по кг разного. Помимо гречки, разнотравья и дягиля, есть, например, нежнейший васильковый мед, акациевый, донниковый, эспарцетовый, русянковый, подсолнечниковый, рапсовый. Если брать экзотические сорта – это уникальнейший кориандровый, липовый, каштановый, молочаевый и другие. Например, мало кто знает, что акациевый мед – гипоаллергенный, и его можно даже диабетикам и детям с трех лет. Самое главное, чтобы это была чистая акация».

Владимир уверен: если люди активно введут в рацион продукты пчеловодства, то в аптеке они будут ходить раза в два реже, а то и вообще перестанут:

«Таких примеров у меня масса. Самый важный после меда продукт, на мой взгляд, – это перга, то есть принесенная в улей пыльца, особым образом законсервированная пчелой. По сути, это кисломолочный продукт, обогащенный микроэлементами, витаминами и аминокислотами. Особая ценность перги в том, что она усваивается до 80%. Лучшего иммуномодулятора просто не найти. Следующий по ценности продукт – прополис, природный антибиотик, который работает со всеми проблемами желудочно-кишечного тракта. Еще полезна пыльца, но ее я рекомендую употреблять в первые три-четыре месяца после производства. Потом лучше брать пергу – она и богаче, и сильнее. Не стоит забывать и про трутневый гомогенат. По химическому составу он на 60% схож с маточным молочком, но доступнее по цене. А самый недооцененный продукт – это мертвые пчелы. Отвары, мази и настойки на них очень эффективны при большом спектре недугов. Еще есть забрус – это то, что остается от срезания крышечек запечатанных сот. Жевать его – самая хорошая профилактика всех заболеваний полости рта, ведь он одновременно содержит мед, воск, прополис и пыльцу. Пчелиный яд также является уникальным веществом, которое оказывает мощный оздоровительный эффект на организм человека, и в последнее время появилась масса исследований по этому поводу».

Владимир признается: несмотря на то, что пасечники производят ценнейшие продукты, самое сложное в их работе – это реализация товаров, ведь большинство недооценивают их пользу. Поэтому одна из целей Владимира – донести до людей эту информацию. И конечно же, продолжать делать качественный и вкусный мед.

«Зимой тебя уже тянет на пасеку. Думаешь, скорей бы лето. Даже по укусам пчел скучаешь. Постоянно работая на природе, мы очень хорошо понимаем ее и чувствуем смысл жизни. Знаете, все пчеловоды – немного философы, потому что, наблюдая за этими удивительными насекомыми, начинаешь понимать их внутренний мир и силы, которые структурируют их общество. И невольно задумываешься, почему бы не перенять что-то от них? Это самое интересное в профессии пчеловода: трудиться на свежем воздухе и добывать уникальнейшие природные возобновляемые ресурсы, из которых пчела так умело готовит для человека незаменимые продукты».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *