С 1 марта маркировка сельскохозяйственных животных стала обязательной. Для разных видов названы свои сроки вступления требования в силу. Маркировать нужно будет не только КРС, МРС и птиц, но также рыб и пчёл. Последних нужно промаркировать до сентября 2025 года.
Однако, как рассказал Национальному аграрному агентству председатель Союза пчеловодов России Валерий Капунин, в законе есть несколько несостыковок, которые пока не получается изменить.
— Применительно к пчёлам это требование излишне, т.к. зарегистрированные пасеки и так имеют ветеринарные паспорта. Присоедините туда ещё Всероссийский классификатор, и вы будете иметь полную статистику. Но, несмотря на это, нас заставляют маркировать каждый улей, каждую пчелиную семью. При этом пчеловоды обязаны о каждом изменении состояния этой пчелосемьи бежать сломя голову и докладывать в ветеринарную службу. Напомню, что на сегодняшний день в массе своей ветслужбы вообще не разбираются в нюансах и тонкостях пчеловодного дела. Значит, их задача, как говорится, сводится к тому, чтобы «тащить и не пущать, наводить порядок и штрафовать» пчеловодов за нарушение инструкций. А если из одной семьи у пчеловода появилось три или внутри семьи ему пришлось поменять матку, то он опять должен бежать и сообщать об этом куда следует? Ладно, если у фермера две-три пчелосемьи, а если их сто? Да, ему же некогда будет заниматься пасекой, а только бегать и докладывать.
Далее, нас вынуждают маркировать нуклеусы. Это такие маленькие ящички, которые используются в пчелоразведенческих хозяйствах и на пасеках, когда пчеловод для себя заготавливает необходимое количество маточного материала. Так вот эти маленькие коробочки тоже должны быть промаркированы, причём требуется, чтобы таблички читались с расстояния от 3 метров. Вот представляете, если таких нуклеусов сотня, то всё будет пестрить этими плакатами, которые по своему размеру в десять раз больше самих нуклеусов. Теперь, что касается павильонного пчеловодства – это когда внутри может быть и 40 пчелосемей, а может быть и сто. Нам в этом случае говорят, что всё это будут считать одним ульем. Тогда в чём логика маркировки?
Нам объясняют, что смысл маркировки в том, чтобы иметь возможность службам реагировать на заболевания пчёл. Но у нас на всю страну ветврачей, которые разбираются в пчёлах, один-два и обчёлся. Мы не против маркирования, но мы доказываем с привлечением юристов, экономистов и учёных, что маркироваться или учитываться должна пасека, а не каждая пчелосемья. Но наши доводы эти в расчет не принимаются. Мы пытаемся отстоять свою позицию в Госдуме и Совете Федерации, однако пока вот такое абсурдное решение принято и воплощается чиновниками в жизнь.
Текст: Инара Халмеева